Россия еще очень далека от западной модели организации строительного бизнеса, где в каждом сегменте работают узкоспециализированные игроки, признаются участники рынка. Российские девелоперы с портфелем проектов свыше 1 млн. кв. м уже давно вынуждены развивать отдельное направление производства стройматериалов. Но через пять лет, когда рост рынка стройматериалов будет составлять не 15% в год, а всего 2-3%, строители уже не будут с таким энтузиазмом наращивать свои производственные мощности, уверены эксперты.
Как пишет сегодня, 7 марта, “Коммерсант”, основными игроками девелоперского рынка России с собственным большим производством стройматериалов являются ГК ПИК, "Главстрой", "Интеко", группа ЛСР, "Дон-строй", "Крост", ГК "Ташир", СУ-155, "СХолдинг". Эксперты объясняют эту особенность национального девелопмента не "особым путем" России, а всего лишь неразвитостью отечественного рынка стройматериалов.
В таких обстоятельствах собственные производственные мощности, направленные прежде всего на обеспечение нужд компании,- верный способ, во-первых, уменьшить риски при реализации проектов, а во-вторых, хорошо заработать на стремительно растущем, ненасыщенном рынке.. Использование собственных стройматериалов, по оценке вице-президента ГК "Ташир" Виталия Ефимкина, может уменьшить бюджет проекта на 10%. Он добавляет, что главный плюс собственных производств в глазах девелопера состоит в возможности планировать поставки, ведь остановка стройки в разгар сезона - большие убытки для компании, даже для некрупной стройки это десятки тысяч долларов в день.
Вице-президент ИК AG Capital Владимир Гузь (ранее вице-президент "Интеко" по промышленности строительных материалов) согласен, что тенденция смешения девелопмента с производством "скорее вынужденная и негативная".
Для некоторых девелоперов, впрочем, производственный бизнес со временем стал едва ли не основным. Среди таких компаний ЛСР, чей производственный сектор крупнее девелоперско-строительного, а также "Интеко" и "Крост". "Промышленное направление для нас - это отдельный вид бизнеса. Наши предприятия, в частности сеть заводов "Бетон 222", работают на внешний рынок на 70-90%",- рассказывает президент "Кроста" Алексей Добашин.