Риэлторы
Строительные фирмы
Ипотека
Консультации
Статьи
Мониторинг
Форум
Гостевая книга





Найти объявления
Разместить объявление
Просмотреть объявления




Статьи

ГИПЕРПЛАНЫ ПЕРМСКОЙ РОЗНИЦЫ

Занимавшие до недавнего времени все мало пригодные для торговли помещения, начиная с первых этажей «хрущевок», местные сетевики начали строить современные торговые центры. Не отстают от них и пермские инвестиционные компании. По прогнозам аналитиков, эта активность приведет к снижению арендных ставок на торговые помещения и к оттоку арендаторов из неудачно спланированных магазинов.
По расчетам руководителя управления коммерческой и загородной недвижимости ООО «Перспектива» Игоря Голубева, по итогам 2003 года предложение современных торговых помещений в Перми удвоилось. То же самое, говорит он, произойдет и в 2004 году. Торговое пространство города в этом году увеличится как минимум на 67 тыс. кв. м только за счет крупных комплексов, уточняет гендиректор ООО «Еврокапитал» Лариса Копысова.
«Когда предложение объектов увеличивается на 100% в год, а оборот торговли растет на 15%, это отрицательно влияет на рентабельность девелоперского бизнеса. Неизбежно снижение арендного дохода либо за счет падения арендных ставок, либо из–за проблем с заполняемостью торговых центров», — уверен Голубев. По его словам, за 2003 год арендные ставки на торговые помещения в центре Перми снизились в среднем на 10–15% и колеблются от 500 до 2,8 тыс. руб. за 1 кв. м в месяц.
«Здоровая конкуренция, в конце концов, всегда приводит к снижению цен, — соглашается Копысова, — но на сегодняшнем этапе развития пермского рынка происходит лишь ликвидация монополии и переход к новым, более привлекательным для покупателей и арендаторов формам торговли». Она считает, что спрос на современные торговые помещения в Перми с удачным месторасположением сохранится в ближайшие 2–3 года, и арендные ставки во вновь вводимых торговых комплексах будут установлены на нынешнем уровне. По прогнозам Копысовой, за помещения размером до 150 кв. м на первом этаже ставка аренды составит в среднем $1 тыс. в год за 1 кв. м.
«Торговые центры формируют максимальный покупательский поток, выгодный арендаторам, поэтому они уйдут из небольших магазинов, большинство которых также находится на арендованных, но в большинстве своем плохо управляемых торговых площадях», — полагает Копысова. «В условиях растущей конкуренции наиболее приоритетными окажутся торговые центры с удачным месторасположением и качественным менеджментом», — утверждает Голубев.
В первом квартале этого года на ул. Революции откроется торговый центр «Большая СемьЯ» общей площадью 30 тыс. кв. м. (Площадь самого крупного на сегодняшний день торгового объекта в Перми — Центрального универмага — составляет 11 тыс. кв. м). «Большая СемьЯ» — первый в сети и в городе гипермаркет. 4,8 тыс. кв. м комплекса займет супермаркет, ассортиментная матрица которого составит 30 тыс. наименований. Продукты питания и промтовары, сообщила гендиректор управляющей компании «ЭКС» Светлана Кузьмич, будут представлены в соотношении 50 на 50%.
«СемьЯ» планирует сдать в аренду 15 тыс. кв. м. Среди крупных арендаторов, с которыми уже есть договоренности, — московская сеть бытовой техники и электроники «Мир», сеть товаров для спорта «Спортмастер», «Снежная Королева».
На этой же ул. Революции, но рядом с Центральным рынком в феврале 2004 года начнет строить торговый центр общей площадью 20 тыс. кв. м ООО «Еврокапитал». По предварительным расчетам, удобное месторасположение торгового центра и новый формат торговли обеспечат проходимость до 10 тыс. человек в день.
«Для «Еврокапитала» это проект в сфере девелопмента недвижимости, то есть площади в торговом центре будут предложены к продаже», — сообщила генеральный директор ООО «Еврокапитал» Лариса Копысова. — Но при наличии нескольких собственников управлять центром будет единая управляющая компания. Управленческий аспект торгового центра проработан как в организационном, так и в юридическом плане, чтобы обеспечить права совладельцев и управление комплексом после сдачи его в эксплуатацию. Это позволяет предложить в качестве продукта для инвесторов не просто объект недвижимости, а эффективный инвестиционный инструмент, «готовый бизнес», позволяющий получать максимальный доход от вложений в коммерческую недвижимость при отсутствии у инвестора специальных знаний по организации торговли».
До конца января, по информации Копысовой, московская компания «Магазин магазинов» закончит разработку концепции комплекса и начнет предлагать площади в аренду крупным российским торговым сетям, а «Еврокапитал» — более мелким потенциальным арендаторам в Перми. По условиям контракта, подписанного с генеральным подрядчиком — турецкой компанией «Енигюн» — окончание строительства торгового центра планируется на февраль, а открытие — на март 2005 года.
Строить торговые помещения намерено и ОАО «Пермская финансово–производственная группа». Как сообщил замгендиректора ПФП–группы Виктор Горбунов, сейчас компания занимается отводом земельного участка в районе Центрального рынка под строительство торгового комплекса площадью 12–24 тыс. кв. м. «Мы не собираемся заниматься розничной торговлей и все площади будем сдавать в аренду», — говорит Горбунов.
Торговый комплекс «Виват» строит на шоссе Космонавтов компания «Норма». Как сообщил замдиректора «Нормы» Сергей Гришкин, около 2 тыс. кв. м из 11 тыс. кв. м общей площади будут сданы в аренду российской сети «Эльдорадо». Гришкин уверен что, «Эльдорадо» будет привлекать в гипермаркет дополнительных посетителей, за счет чего вырастут объемы продаж продовольственных продуктов. Строительство торгового центра будет завершено в будущем году. Более конкретные сроки Гришкин назвать затруднился.
В августе 2004 года будет сдан в эксплуатацию торговый комплекс «Олимпия» на ул. Мира. Помимо торговых помещений в нем разместятся также боулинг, четырехзальный кинотеатр–мультиплекс общей площадью 32 тыс. кв. м.
В этот объект, по словам гендиректора ОАО «Олимпия–Пермь» Вадима Чебыкина, вложено более 400 млн руб. и большая часть площадей продана инвесторам по цене от $700 до $1,3 тыс. за 1 кв. м. Самые крупные собственники этого торгового комплекса — «Спортмастер», «Старик Хоттабыч», «Л’Этуаль», «СемьЯ», «М–Видео».
Аналитики ожидают дальнейшего повышения активности местных сетевиков и прихода на пермский рынок столичных ритейлоров. Пермь — перспективный для ритейлоров город, считает управляющий директор финансовой группы «ПМ–Инвест» Вадим Ступников. «Здесь проживает 1 млн человек, в среднем каждое из расчетных 354,54 тыс. домохозяйств тратит на продукты питания 36,8% всех расходов», — говорит он.
Появление магазинов новых форматов обеспечит соответствующий рост потребления, уверен Ступников. По его мнению, в Перми есть потенциальная возможность развивать национальные сети, причем легче и удобнее входить в регион, покупая местную сеть. Эксперты ожидают совершения таких сделок уже в 2004 году.

Председатель совета директоров московской компании «МИР» Александр Кабанов подтвердил свою заинтересованность в создании сети магазинов в Перми. Будет это строительство или аренда торговых помещений, отметил он, зависит от параметров конкретного объекта. «В Перми рынок бытовой электроники не развит, отсутствуют услуги и сервис», — считает Кабанов. По его словам, на арендованных у сети «СемьЯ» площадях (2 тыс. кв. м) появится первый в городе магазин бытовой электроники, предлагающий высокий уровень сервиса и новые услуги для жителей со средним уровнем достатка.



Пермское бюро газеты «Ведомости»

все статьи






Рассылка

введите Ваш e-mail, чтобы подписаться на анонсы статей.







Независимая информационная интернет-система

Реклама на сайте
Правовая информация
Пишите нам
Copyright © 2003, Недвижим@сть Перми
Создание сайта © 2003, «Dextra»
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Rambler's Top100