|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
|
||||||
|
Статьи ГИПЕРПЛАНЫ ПЕРМСКОЙ РОЗНИЦЫ Занимавшие до недавнего времени все мало пригодные для торговли помещения, начиная с первых этажей «хрущевок», местные сетевики начали строить современные торговые центры. Не отстают от них и пермские инвестиционные компании. По прогнозам аналитиков, эта активность приведет к снижению арендных ставок на торговые помещения и к оттоку арендаторов из неудачно спланированных магазинов. По расчетам руководителя управления коммерческой и загородной недвижимости ООО «Перспектива» Игоря Голубева, по итогам 2003 года предложение современных торговых помещений в Перми удвоилось. То же самое, говорит он, произойдет и в 2004 году. Торговое пространство города в этом году увеличится как минимум на 67 тыс. кв. м только за счет крупных комплексов, уточняет гендиректор ООО «Еврокапитал» Лариса Копысова. «Когда предложение объектов увеличивается на 100% в год, а оборот торговли растет на 15%, это отрицательно влияет на рентабельность девелоперского бизнеса. Неизбежно снижение арендного дохода либо за счет падения арендных ставок, либо из–за проблем с заполняемостью торговых центров», — уверен Голубев. По его словам, за 2003 год арендные ставки на торговые помещения в центре Перми снизились в среднем на 10–15% и колеблются от 500 до 2,8 тыс. руб. за 1 кв. м в месяц. «Здоровая конкуренция, в конце концов, всегда приводит к снижению цен, — соглашается Копысова, — но на сегодняшнем этапе развития пермского рынка происходит лишь ликвидация монополии и переход к новым, более привлекательным для покупателей и арендаторов формам торговли». Она считает, что спрос на современные торговые помещения в Перми с удачным месторасположением сохранится в ближайшие 2–3 года, и арендные ставки во вновь вводимых торговых комплексах будут установлены на нынешнем уровне. По прогнозам Копысовой, за помещения размером до 150 кв. м на первом этаже ставка аренды составит в среднем $1 тыс. в год за 1 кв. м. «Торговые центры формируют максимальный покупательский поток, выгодный арендаторам, поэтому они уйдут из небольших магазинов, большинство которых также находится на арендованных, но в большинстве своем плохо управляемых торговых площадях», — полагает Копысова. «В условиях растущей конкуренции наиболее приоритетными окажутся торговые центры с удачным месторасположением и качественным менеджментом», — утверждает Голубев. В первом квартале этого года на ул. Революции откроется торговый центр «Большая СемьЯ» общей площадью 30 тыс. кв. м. (Площадь самого крупного на сегодняшний день торгового объекта в Перми — Центрального универмага — составляет 11 тыс. кв. м). «Большая СемьЯ» — первый в сети и в городе гипермаркет. 4,8 тыс. кв. м комплекса займет супермаркет, ассортиментная матрица которого составит 30 тыс. наименований. Продукты питания и промтовары, сообщила гендиректор управляющей компании «ЭКС» Светлана Кузьмич, будут представлены в соотношении 50 на 50%. «СемьЯ» планирует сдать в аренду 15 тыс. кв. м. Среди крупных арендаторов, с которыми уже есть договоренности, — московская сеть бытовой техники и электроники «Мир», сеть товаров для спорта «Спортмастер», «Снежная Королева». На этой же ул. Революции, но рядом с Центральным рынком в феврале 2004 года начнет строить торговый центр общей площадью 20 тыс. кв. м ООО «Еврокапитал». По предварительным расчетам, удобное месторасположение торгового центра и новый формат торговли обеспечат проходимость до 10 тыс. человек в день. «Для «Еврокапитала» это проект в сфере девелопмента недвижимости, то есть площади в торговом центре будут предложены к продаже», — сообщила генеральный директор ООО «Еврокапитал» Лариса Копысова. — Но при наличии нескольких собственников управлять центром будет единая управляющая компания. Управленческий аспект торгового центра проработан как в организационном, так и в юридическом плане, чтобы обеспечить права совладельцев и управление комплексом после сдачи его в эксплуатацию. Это позволяет предложить в качестве продукта для инвесторов не просто объект недвижимости, а эффективный инвестиционный инструмент, «готовый бизнес», позволяющий получать максимальный доход от вложений в коммерческую недвижимость при отсутствии у инвестора специальных знаний по организации торговли». До конца января, по информации Копысовой, московская компания «Магазин магазинов» закончит разработку концепции комплекса и начнет предлагать площади в аренду крупным российским торговым сетям, а «Еврокапитал» — более мелким потенциальным арендаторам в Перми. По условиям контракта, подписанного с генеральным подрядчиком — турецкой компанией «Енигюн» — окончание строительства торгового центра планируется на февраль, а открытие — на март 2005 года. Строить торговые помещения намерено и ОАО «Пермская финансово–производственная группа». Как сообщил замгендиректора ПФП–группы Виктор Горбунов, сейчас компания занимается отводом земельного участка в районе Центрального рынка под строительство торгового комплекса площадью 12–24 тыс. кв. м. «Мы не собираемся заниматься розничной торговлей и все площади будем сдавать в аренду», — говорит Горбунов. Торговый комплекс «Виват» строит на шоссе Космонавтов компания «Норма». Как сообщил замдиректора «Нормы» Сергей Гришкин, около 2 тыс. кв. м из 11 тыс. кв. м общей площади будут сданы в аренду российской сети «Эльдорадо». Гришкин уверен что, «Эльдорадо» будет привлекать в гипермаркет дополнительных посетителей, за счет чего вырастут объемы продаж продовольственных продуктов. Строительство торгового центра будет завершено в будущем году. Более конкретные сроки Гришкин назвать затруднился. В августе 2004 года будет сдан в эксплуатацию торговый комплекс «Олимпия» на ул. Мира. Помимо торговых помещений в нем разместятся также боулинг, четырехзальный кинотеатр–мультиплекс общей площадью 32 тыс. кв. м. В этот объект, по словам гендиректора ОАО «Олимпия–Пермь» Вадима Чебыкина, вложено более 400 млн руб. и большая часть площадей продана инвесторам по цене от $700 до $1,3 тыс. за 1 кв. м. Самые крупные собственники этого торгового комплекса — «Спортмастер», «Старик Хоттабыч», «Л’Этуаль», «СемьЯ», «М–Видео». Аналитики ожидают дальнейшего повышения активности местных сетевиков и прихода на пермский рынок столичных ритейлоров. Пермь — перспективный для ритейлоров город, считает управляющий директор финансовой группы «ПМ–Инвест» Вадим Ступников. «Здесь проживает 1 млн человек, в среднем каждое из расчетных 354,54 тыс. домохозяйств тратит на продукты питания 36,8% всех расходов», — говорит он. Появление магазинов новых форматов обеспечит соответствующий рост потребления, уверен Ступников. По его мнению, в Перми есть потенциальная возможность развивать национальные сети, причем легче и удобнее входить в регион, покупая местную сеть. Эксперты ожидают совершения таких сделок уже в 2004 году. Председатель совета директоров московской компании «МИР» Александр Кабанов подтвердил свою заинтересованность в создании сети магазинов в Перми. Будет это строительство или аренда торговых помещений, отметил он, зависит от параметров конкретного объекта. «В Перми рынок бытовой электроники не развит, отсутствуют услуги и сервис», — считает Кабанов. По его словам, на арендованных у сети «СемьЯ» площадях (2 тыс. кв. м) появится первый в городе магазин бытовой электроники, предлагающий высокий уровень сервиса и новые услуги для жителей со средним уровнем достатка. Пермское бюро газеты «Ведомости» |
|
введите Ваш e-mail, чтобы подписаться на анонсы статей. |
|
|
|||||||
Независимая информационная интернет-система |
|
||||||
|
|||||||
|
|||||||
|