Госдума на пленарном заседании приняла в первом чтении проект закона \"О внесении изменений в статьи 8, 18 и 27 федерального закона \"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним\".
Законопроект направлен на уточнение статуса органа по учету недвижимого имущества. По словам первого замминистра экономического развития и торговли РФ Андрея Шаронова, законопроект предусматривает возврат к прежней редакции 2003 г. и восстановлению компетенции субъектов РФ в сфере инвентаризации и учета недвижимости. В настоящее время возникла угроза монополизации этой сферы со стороны ФГУП \"Ростехинвентаризация\", отметил он.
До 2000 г. техническая инвентаризация и технический учет жилищного фонда осуществлялись специализированными государственными и муниципальными организациями БТИ. В декабре 2000 г. полномочия по назначению организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию и технический учет объектов недвижимости, в том числе жилищного фонда, были закреплены за Госстроем России.
После этого вышло несколько приказов Госстроя о назначении ФГУП \"Ростехинвентаризация\" уполномоченным на проведение технического учета и технической инвентаризации, направленных на \"огосударствление\" функций техучета и техинвентаризации. В 2003 г. были внесены поправки в закон \"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним\", отражающие эту тенденцию.
Одновременно в Градостроительном кодексе РФ установлено, что проведение инвентаризации объектов недвижимости относится к компетенции муниципальных образований.
Таким образом, сложилась ситуация правовой коллизии в связи с противоречием норм федеральных законов.
Кроме того, в период с 2000-2004 гг. большая часть сделок была зарегистрирована в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании документов, предоставленных организациями технической инвентаризации и технического учета субъектов РФ и муниципальных образований.
Такая ситуация возникла в связи с отсутствием возможности одновременного создания по всей территории страны фактически работающих филиалов \"Ростехинвентаризации\".
Правовая неопределенность, по мнению правительства, \"может привести к практике признания в судебном порядке незаконными большого количества сделок с недвижимостью\". Другой недостаток заключается в том, что передача полномочий по проведению технической инвентаризации и технического учета на всей территории РФ одной коммерческой организации \"может привести к приостановке процессов регистрации прав в связи с организационными проблемами\".
Учитывая, что функцию по проведению технической инвентаризации целесообразно передать коммерческим организациям, осуществляющим деятельность на конкурентной основе, а функцию по учету объектов недвижимости - государственным бюджетным учреждениям, передача этих полномочий от существующих организаций в субъектах РФ одной коммерческой организации представляется правительству \"необоснованной\".
Правительство считает, что принятие данного закона позволит избежать практики судебных споров в связи с легитимностью предоставленных при регистрации прав на недвижимость документов в период с 2000-2004 гг. организациями технической инвентаризации и технического учета, а также монополизации рынка инвентаризационных услуг.
Сохранение у фактически действующих сегодня организаций, в том числе принадлежащих субъектам РФ, полномочий по технической инвентаризации и техническому учету будет носить временный характер, до внесения в законодательство комплексных поправок, направленных на объединение в государственном кадастре объектов недвижимости, учета зданий, сооружений и земельных участков, а также передачу функций по технической инвентаризации коммерческим, в том числе негосударственным организациям, осуществляющим эту деятельность на конкурентной основе.