Риэлторы
Строительные фирмы
Ипотека
Консультации
Статьи
Мониторинг
Форум
Гостевая книга





Найти объявления
Разместить объявление
Просмотреть объявления




Мониторинг - аналитические материалы

Динамика субъективных оценок целесообразности приобретения жилья

Считается, что квартирный вопрос вот уже второе столетие является, говоря словами классика, головной болью не только москвичей, но и большинства россиян. Если несколько лет до кризиса жители РФ смотрели на возможность улучшения условий жилья довольно оптимистично, в том числе и за счет набирающего популярность механизма ипотеки, то, как оказалось, сегодня граждане уже не ставят в приоритет покупку жилья. С чем это связано, насколько изменилось отношение людей к покупке жилья, и кто из граждан может, по их собственному мнению, позволить себе улучшить свои жилищные условия.

В России жилищная проблема сейчас не является повсеместной, а трудности с жильем испытывает примерно треть населения.

Всероссийский опрос, репрезентирующий мнение городского и сельского населения в возрасте 18+, число опрошенных – 1600, дата проведения опроса – октябрь 2010:

 

 

ТИП НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА

К КАКОЙ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ ВЫ МОГЛИ БЫ ОТНЕСТИ СЕБЯ СКОРЕЕ ВСЕГО?

 

Всего

Москва и С-Петербург

большие города

средние города

малые города

села

не хватает на продукты

хватает только на продукты

хватает на продукты и одежду

можем приобретать ТДП

 

НАСКОЛЬКО ВЫ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЖИЛИЩНЫМИ УСЛОВИЯМИ ВАШЕЙ СЕМЬИ?

 

  1. вполне удовлетворен

24

21

28

25

28

17

13

17

25

41

  2. скорее, удовлетворен

42

49

45

40

40

42

30

39

47

38

не удовлетворены!! (сумма 3+4)

33

30

26

34

30

39

56

43

27

21

  3. скорее, не удовлетворен

22

21

17

23

23

24

22

31

19

16

  4. совсем не удовлетворен

11

10

9

12

7

15

34

12

8

4

  9. затрудняюсь ответить

1

0

1

1

2

1

1

2

1

1

Чаще жилищные проблемы испытывают бедные люди (до половины), среди наиболее обеспеченных («можем приобретать товары длительного пользования – это примерно 15-20% населения) – только каждый пятый. Соответственно, в платежеспособной группе жилищная проблема наименее актуальна.

В таблице, приведенной ниже, показано «место» жилищной проблемы в ряду прочих, осложняющих жизнь семьи. Как видно, это не самая острая проблема, а среди наиболее обеспеченных она вообще встречается довольно редко.

Всероссийский опрос, репрезентирующий мнение городского и сельского населения в возрасте 18+, число опрошенных – 1600, дата проведение опроса – август 2010 

Таким образом, потенциальный спрос на покупку жилья для собственного проживания ограничен не только малочисленностью группы людей, имеющих достаточно высокие доходы, но и отсутствием, как правило, потребности в таких приобретениях.

Инвестиционный спрос на жилье на вербальном уровне всегда имел и продолжает иметь довольно высокий приоритет во всех слоях населения, включая бедных. Но для большинства населения страны подобные инвестиции просто не по карману.

Приобретение жилья не является объектом сколько-нибудь массового спроса, не включено в представления людей о «нормальной жизни». Покупка жилья – это признак богатства, или, мягче, очень высокого уровня достатка. Уровень нормального дохода (т.е. желаемый уровень дохода, который позволил бы семье вести «нормальную жизнь») оценивается людьми в три раза ниже дохода, который позволил бы приобрести жилье в кредит. В массовых опросах населения доля людей, которые оценивают материальный достаток своих семей на уровне, позволяющем приобретать «действительно дорогие вещи» - квартиры, машины, дачи и т.п., никогда не превышал 1% опрошенных (это ниже уровня статистической значимости опросов, в рамках которых опрашивается 1-2 тыс. респондентов). Т.е. платежеспособный спрос населения на жилье ограничен считанными процентами населения страны.

Динамика субъективных оценок целесообразности приобретения жилья:

Как Вы считаете, сейчас хорошее или плохое время для того, чтобы покупать жилье? (%%, число опрошенных 1600)

 

хорошее

не хорошее, но и не плохое

плохое

затрудняюсь ответить

1997 March

23

18

32

28

1997 July

31

23

25

21

1998 January

26

21

27

27

1998 July

23

22

29

27

1998 September

12

16

42

30

1998 November

9

14

60


Рассылка

введите Ваш e-mail, чтобы подписаться на анонсы статей.







Независимая информационная интернет-система

Реклама на сайте
Правовая информация
Пишите нам
Copyright © 2003, Недвижим@сть Перми
Создание сайта © 2003, «Dextra»
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Rambler's Top100