|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Мониторинг - аналитические материалы Динамика субъективных оценок целесообразности приобретения жилья Считается, что квартирный вопрос вот уже второе столетие является, говоря словами классика, головной болью не только москвичей, но и большинства россиян. Если несколько лет до кризиса жители РФ смотрели на возможность улучшения условий жилья довольно оптимистично, в том числе и за счет набирающего популярность механизма ипотеки, то, как оказалось, сегодня граждане уже не ставят в приоритет покупку жилья. С чем это связано, насколько изменилось отношение людей к покупке жилья, и кто из граждан может, по их собственному мнению, позволить себе улучшить свои жилищные условия. В России жилищная проблема сейчас не является повсеместной, а трудности с жильем испытывает примерно треть населения. Всероссийский опрос, репрезентирующий мнение городского и сельского населения в возрасте 18+, число опрошенных – 1600, дата проведения опроса – октябрь 2010:
Чаще жилищные проблемы испытывают бедные люди (до половины), среди наиболее обеспеченных («можем приобретать товары длительного пользования – это примерно 15-20% населения) – только каждый пятый. Соответственно, в платежеспособной группе жилищная проблема наименее актуальна. В таблице, приведенной ниже, показано «место» жилищной проблемы в ряду прочих, осложняющих жизнь семьи. Как видно, это не самая острая проблема, а среди наиболее обеспеченных она вообще встречается довольно редко. Всероссийский опрос, репрезентирующий мнение городского и сельского населения в возрасте 18+, число опрошенных – 1600, дата проведение опроса – август 2010 Таким образом, потенциальный спрос на покупку жилья для собственного проживания ограничен не только малочисленностью группы людей, имеющих достаточно высокие доходы, но и отсутствием, как правило, потребности в таких приобретениях. Инвестиционный спрос на жилье на вербальном уровне всегда имел и продолжает иметь довольно высокий приоритет во всех слоях населения, включая бедных. Но для большинства населения страны подобные инвестиции просто не по карману. Приобретение жилья не является объектом сколько-нибудь массового спроса, не включено в представления людей о «нормальной жизни». Покупка жилья – это признак богатства, или, мягче, очень высокого уровня достатка. Уровень нормального дохода (т.е. желаемый уровень дохода, который позволил бы семье вести «нормальную жизнь») оценивается людьми в три раза ниже дохода, который позволил бы приобрести жилье в кредит. В массовых опросах населения доля людей, которые оценивают материальный достаток своих семей на уровне, позволяющем приобретать «действительно дорогие вещи» - квартиры, машины, дачи и т.п., никогда не превышал 1% опрошенных (это ниже уровня статистической значимости опросов, в рамках которых опрашивается 1-2 тыс. респондентов). Т.е. платежеспособный спрос населения на жилье ограничен считанными процентами населения страны. Динамика субъективных оценок целесообразности приобретения жилья:
введите Ваш e-mail, чтобы подписаться на анонсы статей. |
|
|
|||||||
Независимая информационная интернет-система |
|
||||||
|
|||||||
|
|||||||
|