Риэлторы
Строительные фирмы
Ипотека
Консультации
Статьи
Мониторинг
Форум
Гостевая книга





Найти объявления
Разместить объявление
Просмотреть объявления




Мониторинг - аналитические материалы

Развитие региональных рынков стройматериалов

 

На данный момент в Перми насчитывается около 250 магазинов, которые занимаются продажей всевозможных строительных и отделочных материалов. Рынок стройматериалов развивается, растет и является, пожалуй, одним из самых динамичных в настоящее время.

История его развития началась в России в 90-е годы. Тогда же начался экспорт продукции иностранных производителей. Естественно, что ведущее положение на этом сегменте рынке занимают Москва и Санкт-Петербург.

В Перми история торговли строительными материалами начала свой отсчет позже – где-то в 96–98-м годах.

Нельзя сказать, что пермяки всерьез озаботились предоставлением населению стройматериалов. В основном, рынок стройматериалов представляли иногородние, преимущественно из Москвы и Екатеринбурга.

Вот основные участники рынка строительных материалов начального – «иногороднего» – периода истории: Торговый дом «Кудесник», «ТОВАРiЩЪ», «Аркада», «Суперстрой», «Милый дом» и «Антарес». Местными из названных участников рынка являются только «Антарес» и «Милый дом». В 2001 году на этом сегменте рынка стали происходить весьма важные изменения. Рынок набирал обороты, стали появляться новые участники. Жесткая конкуренция привела к следующим результатам: «Милый дом» прекратил свое существование, из нескольких филиалов «Кудесника» остался один – в Березниках. «Антарес» сменил род деятельности. Может показаться, что это явилось следствием процесса выдавливания региональных фирм Москвой. В действительности дело не в этом.

По оценкам специалистов, работавших и в торговом доме «Антарес», и в магазине «Милый дом», одной из причин ухода с рынка названа «неправильная» политика руководства. А именно – низкая заработная плата квалифицированных сотрудников и, как следствие, большая текучка кадров. Все специалисты разбежались. На первый взгляд кажется, что причина неубедительная. Однако законы рынка таковы, что от уровня заработной платы сотрудников напрямую зависит успешность предприятия.

Впрочем, причины кроются не только в этом.

Илья РЯБОВ, маркетолог:

– Эти магазины не попали в «струю». То есть вовремя не оценили спрос. А спрос, как известно, меняется. Меняются требования к качеству товара, к сервису, который предлагает магазин.

Очевидно, та самая «струя», появившаяся в 2001-2003 годах, требовала новых решений, связей с новыми производителями, новых масштабов.

И другие масштабы появляются. Вообще, это характерно не только для рынка строительных материалов. «Бум» супермаркетов, огромных торговых площадей, тенденция к глобализации – продуктовые супермаркеты, даже гипермаркеты, супермаркеты бытовой техники…

И это нормально. Хотя пару лет назад такое нам даже не снилось. А сейчас мы можем спокойно прийти в магазин и выбрать все, что душа пожелает. Современные темпы жизни требуют именно такого подхода. Естественно, что и с магазинами стройматериалов дело обстоит таким же образом. Бегать по магазинам в поисках нужного товара не хочется – и без того проблем хватает. Ясно, что удобны в этом плане магазины, отличающиеся большими торговыми площадями и богатым ассортиментом.

Итак, внимание! Представляем вам основные супермаркеты по продаже стройматериалов: «Чкаловский», «ТОВАРiЩЪ», «Гудвин», «Аркада», «Суперстрой» и новый, буквально на днях открывшийся «Старик Хоттабыч». Между ними наблюдается довольно жесткая конкуренция. Каждый из представленных магазинов старается «отличиться».

Попробуем разобраться, чем же отличаются друг от друга заявленные представители рынка, и определим место, которое они занимают.

ТК «Чкаловский»

Если быть более точными, это целая сеть торговых комплексов. С 2001 года (с момента открытия первого) «Чкаловский» открыл еще два центра.

Основной плюс – огромные торговые площади. Каждый комплекс – около 1500 кв. метров. Конкуренты говорят: «Площадь – это очень большое преимущество. Даже если там чего-то нет, создается иллюзия того, что есть все». Иллюзия это или нет, но впечатление, действительно, создается. Это целый город, состоящий из нескольких павильонов, в которых выставлена самая разная продукция самых разных производителей – как отечественных, так и иностранных. Как говорится, на любой вкус.

Сеть магазинов «Аркада»

Появилась в городе одной из первых. Неплохо себя зарекомендовала, но конкуренции с «монстром» «Чкаловским», возможно, не выдержала бы. Поэтому поступила очень умно – ушла с рынка массовых товаров.

Сейчас занимается преимущественно элитными отделочными материалами. Соответственно, цены на порядок выше. Но за качество и элитарность положено платить.

Сеть магазинов «Суперстрой»

Первый из трех ныне существующих появился в 1998-м. Это один из первых крупных магазинов стройматериалов в Перми. Екатеринбургский филиал. Позиционируют себя как строительный супермаркет с акцентом на декоративные материалы. Преимущественно представлены марки, которые себя зарекомендовали. Ориентируются на разного клиента. «Суперстрой» предлагает дополнительные услуги: заказ по телефону, услуги дизайнера, составление сметы.

ТЦ «Гудвин»

Невыгодное местоположение портит всю, благоприятную, в общем-то, картину. Забытая богом Мотовилиха – не самое удачное размещение магазина, позиционирующего себя как супермаркет. Такой формат, в принципе, рассчитан на крупных покупателей, то есть покупателей с высоким уровнем доходов и готовых делать большие покупки. В Мотовилихе таких немного. Элементарная логика подсказывает: если кто-то захочет сделать крупную покупку, в этот район не поедет – закон экономии энергии. Да и дороги – не очень. Выбор товара есть, нечего говорить, но подъезда нет.

ТД «Товарiщъ»

«старенький» участник рынка, московский филиал. Начинали работу 3 человека: директор и два продавца. Сейчас штат насчитывает примерно 35 человек. В большом ассортименте представлены отделочные материалы. Предоставляют такую услугу, как приготовление на заказ. Возможно, скоро будет бесплатная доставка.

Минус – темное и узкое помещение по типу коридора. Во-первых, психологически себя чувствуешь неуютно, во-вторых, в темном помещении не всегда можно рассмотреть продукцию. К тому же, отойти и посмотреть со стороны не представляется возможным.

Словом, вроде бы все «правильно»: и рекламы достаточно, и ассортимент неплохой. А помещение проигрывает.

Супермаркет «Старик Хоттабыч»

Хоть и «Старик…», но новенький – открытие состоялось на днях. Участник рынка, которого все боялись: московская фирма, и в столице-то ведет себя агрессивно. Активно демпингует цены, итак самые низкие в Москве. Но после открытия местные «старички» успокоились: «Мы думали, что «москвич» заявит себя более подготовленно».

Дело в том, что при несомненных преимуществах магазина (акцент на отделке, причем предлагает все аспекты, вплоть до штор) имеются существенные недостатки. При попытке сделать контрольную покупку партии стройматериалов оказалось, что нужного количества товара в наличии нет. Предложение подождать, согласитесь, не добавляет удобства. Кстати, эта проблема характерна для большинства супермаркетов Перми.

Характеристика рынка

Естественно, что строительными материалами торгуют не только крупные центры, которых в Перми мало (12%). Основное количество (68%) составляют магазины среднего размера (см. диаграмму). Хотя 72% товарооборота приходится именно на супермаркеты, потому что они работают с крупными производителями. Как ни странно, но при большом количестве хороших магазинов, в которых действительно есть выбор, до сих пор существуют так называемые «точечные» магазинчики. Пять видов обоев еще советского производства, краска двух цветов – большего вы там не найдете. Может быть, дело в целевой аудитории? Это магазины для людей с низким уровнем доходов. И продаются там, в основном, хозтовары: губки, клей, решетки в раковину – мелочи для хозяйства.

Присутствуют на рынке также профильные магазины, занимающиеся каким-то одним сегментом рынка. Например, «Уралкерамика» (кстати, серьезный конкурент для обычных, разнонаправленных магазинов). Правда, плитка там представлена, в основном, отечественного производства.

Конкурент «Уралкерамики» – «Керамо-Пермь», которая предлагает весь сегмент плитки.

Выигрывают те компании, которые имеют разнообразную продукцию – от «бюджетной», пользующейся спросом среди потребителей со средним уровнем доходов, до элитного товара.

Андрей ЖИХАРЕВ, директор компании «Барс. Керамический гранит»:

– Наша компания существует на рынке с 1996 года, поэтому мы с уверенностью можем считать себя специалистами по предложению в России такого отделочного материала, как керамический гранит. Продукция, которую мы предлагаем, зарекомендовала себя на мировом и российском рынках. Наша компания является эксклюзивным поставщиком керамического гранита ведущих итальянских и российских фабрик (CAESAR, COEM, CERCOM). Этот отделочный материал – символ прочности, долговечности и респектабельности. Если говорить о технических характеристиках, то они во многом превосходят натуральный камень. Естественно, ассортимент нашей продукции не ограничивается эксклюзивными образцами. Мы предлагаем большой выбор высококачественного материала – от элитного до самого недорогого. Огромный складской запас обеспечивает минимальный срок поставки. К сожалению, вкусы потребителей таковы, что недорогая, серых расцветок продукция российского производства востребована гораздо в большей степени, чем эстетичный, но более дорогой материал других производителей. Чтобы итальянский керамический гранит стал законодателем мод, как повсеместно в Европе, должен, в первую очередь, смениться менталитет наших граждан, тем более дизайнеров и строителей, причем долговечность материала и его высокое качество окупили бы затраты сполна.

Люди все больше стараются жить в ногу со временем. По крайней мере, стремятся «отделать» свои квартиры. И маркетинговые исследования показывают, что в последнее время предпочтение отдается внешнему виду изделия и его качеству. Даже те, кто стеснен в средствах, стремятся накопить деньги и приобрести продукцию иностранных производителей. Связано это с тем, что российский рынок стройматериалов не может похвастаться большими объемами производства. Взаимодействие между производителями и потребителями не налажено. Вот поэтому и возят к нам стройматериалы «оттуда». Основными поставщиками являются: Испания (плитка), Германия, Италия (обои), страны Скандинавии (паркеты).

Естественно, что работают пермские магазины не напрямую с производителями. И связано это, опять-таки, с объемами производства и возможностями продаж. Китай, например, предлагает сотрудничество с некоторыми торговыми центрами Перми. Но предлагает «вагонами». А куда в Перми денешь вагоны товара? Поставки идут через Екатеринбург (80-85% товара), который, в свою очередь, работает с Москвой. Это плохо – и для развития рынка, и для потребителя. Потому что каждое звено цепи «производитель-потребитель» добавляет свою наценку.

У пермских предпринимателей возникала мысль построить региональный склад, через который успешно шла бы торговля. Но вряд ли это возможно. Поясним на примере. Так как Москва – центр торговли, и рынок там сложился давно (то есть определены основные его участники), то конкуренция там происходит не так, как у нас. Ничего принципиально нового торговые центры предъявить не могут. Следовательно, идет жесткая ценовая война. Чтобы привлечь клиента, активно снижаются цены. Прибыль составляет всего 3%. Казалось бы, хорошо для потребителя. Но это палка о двух концах. Чтобы нарастить прибыль, Москве ничего другого не остается, кроме как выходить в регионы и зарабатывать на них. Понятно, чем это оборачивается для регионов.

Поэтому такой крупный региональный центр у нас невозможен. Московский рынок стройматериалов таких изменений не предусматривает. Представляете, сколько прибыли уплывет от них в таком случае?

Посторонним вход воспрещен

Торговля стройматериалами очень сильно зависит от состояния других рынков. Прежде всего, это рынок недвижимости. Причем зависит и от рынка вторичного жилья, и от строительства новых квартир. В Перми строительство идет плохо. Возможно, положение улучшится, если начнет развиваться ипотечное кредитование.

Разумеется, рынок стройматериалов напрямую зависит от уровня доходов населения. Как только поднимают зарплату бюджетникам, происходит бум продаж, который приходится на определенный сезон – с весны по октябрь. Для сравнения: если товарооборот магазина в весенне-осенний сезон составляет 5 млн рублей в месяц, то в зимний – 2 млн рублей. Зимой обычно ремонт не делают.

В принципе, рынок стройматериалов открыт для нового вхождения. Ни монополии, ни олигополии не наблюдается.

Юрий ЯКОВИТОВ, генеральный директор «Аллегри» (официальный дилер KNAUF в Перми):

– Рынок открыт. Но вы представляете, сколько стоит это вхождение? Помещение, аренда земли, товар, реклама… У кого есть деньги, тот, в принципе, войдет беспрепятственно.

Действительно, никто никому преград чинить не будет. Административный ресурс здесь не работает – это не самый прибыльный рынок. Однако сейчас новое вхождение проблематично. Дело в том, что ассортимент представлен для всех сегментов рынка. Сферы деятельности поделены. Так что «новичку» нужно очень постараться, чтоб заполучить завоеванные позиции.

Проблемы развития

Можно выделить: низкий уровень доходов населения, низкие темпы строительства нового жилья, отсутствие регионального общего склада и железнодорожных развилок.

Полина БЕРМАН, финансовый директор группы предприятий Zet:

– Основная проблема развития рынка связана с отсутствием площадей – как для торговых павильонов, так и для складов. У нас в городе пока нет складских логистических помещений европейского образца. Что такое европейский образец? Это помещение не менее 8 метров в высоту, ширина проходов – не менее 1 метра, полеты (специальные полки для товара) европейского стандарта. Плюс компьютерное обеспечение, полная автоматизация.

Да, до этого нам далеко. Склады в Перми представляют собой одноэтажные здания 30-х годов, не более четырех метров высотой. А склад – это один из самых важных аспектов деятельности предпринимателей. Есть склад – и грамотная работа с клиентом возможна.

Главное – это отношение к делу. Помните старую китайскую басню про трех строителей? На вопрос, чем они занимаются, первый ответил: «Точу камень», второй – «Зарабатываю деньги», а третий – «Строю храм».

Так и в этом деле можно, образно выражаясь, строить храм, а можно работать «халтурообразно».



По материалам Пермский обозреватель

все статьи




Рассылка

введите Ваш e-mail, чтобы подписаться на анонсы статей.







Независимая информационная интернет-система

Реклама на сайте
Правовая информация
Пишите нам
Copyright © 2003, Недвижим@сть Перми
Создание сайта © 2003, «Dextra»
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Rambler's Top100