Риэлторы
Строительные фирмы
Ипотека
Консультации
Статьи
Мониторинг
Форум
Гостевая книга





Найти объявления
Разместить объявление
Просмотреть объявления




Мониторинг - аналитические материалы

Обзор пермского рынка торговых площадей

В последние несколько лет происходил устойчивый подъем рынка торговых помещений. Этому объективно способствовали общая макроэкономическая ситуация в стране и регионе, оживление бизнеса, повышение инвестиционной активности, рост оборота розничной торговли. По данным Пермоблкомстата, в течение трех последних лет товарооборот в Пермской области рос ориентировочно на 10% ежегодно. Только за январь-август 2004 года оборот розничной торговли по Перми составил 63 765,7 млн рублей, что в сопоставимых ценах на 7% больше, чем за соответствующий период прошлого года.
Практика развития стран с переходной экономикой показывает, что современные формы торговли посредством сетевых супермаркетов и гипермаркетов получают основы для быстрого развития при приближении совокупного среднего дохода основной массы населения в 6000 долларов на душу населения в год. В последние годы развитие инфраструктуры торговли в области осуществляется путем совершенствования форм торгового обслуживания, укрупнения предприятий розничной торговли, оптимизации коммерческих связей, увеличения доли розничного товарооборота на основе магазинных форм продажи.
В то же время в Перми падают объемы рыночной и ларечной торговли, возрастают обороты современных торговых центров. Оборот розничной торговли в 2003 году на 75,1% формировался торгующими организациями, на долю рынков пришлось 24,9% (в 2002 году соответственно 74,0% и 26,0%). Таким образом, объемы реализации товаров через рынки в 2003 году снизились. А значит, торговый бизнес в Перми в дальнейшем будет развиваться посредством создания сетей супермаркетов и гипермаркетов, входящих в международные корпорации.
Увеличение оборота розничной торговли, а также рост реальных доходов населения незамедлительно отразился на рынке торговой недвижимости в городе. Уже сегодня сектор торговой недвижимости (в первую очередь сегмент аренды) признается специалистами по коммерческой недвижимости самым активно развивающимся сегментом рынка Перми.
В целом предложение объектов торгового назначения (как в мелких магазинах, так и в крупных торговых центрах) распределилось по районам города следующим образом:
Что касается рынка купли-продажи торговых площадей, то в настоящее время магазины на продажу чаще всего выставляют в Мотовилихинском и Свердловском районах. В Ленинском районе магазины продаются практически в два раза реже. Объясняется это привлекательностью района, так что собственники предпочитают магазины в центре города не продавать, а сдавать в аренду. Доля в структуре предложения Дзержинского и Индустриального районов совсем незначительна.
Характерной особенностью текущего момента является значительный объем предложений (46%) продажи крупных торговых площадей (порядка 1000 кв. м), расположенных как в центральных, так и в отдаленных районах города. Стоимость таких объектов находится в диапазоне 1-31 тыс. руб./кв. м (средний показатель – 13,7 тыс. руб.). Это преимущественно объекты низкого качества. Цена предложения мелких объектов варьируется от 27 до 80 тыс. руб./кв. м. (в среднем – 41,3 тыс. руб./кв. м.).
В отличие от рынка административно-офисных помещений можно сказать, что рынок торговых помещений близок к некоторому балансу. Предложений на рынке много. Спросом же пользуются чаще помещения незначительных площадей (до 60 кв. м), тогда как торговые помещения площадью более 1000 кв. м подолгу простаивают на рынке, ожидая своего покупателя.
Существенные изменения претерпел за последний год рынок аренды торговых помещений. По мнению специалистов по коммерческой недвижимости, за последние два года он перешел на более качественный уровень.
По-прежнему на рынке аренды существует довольно большой ценовой разброс – в зависимости от качества предлагаемых зданий, местоположения и имеющейся инфраструктуры.
На сегодняшний день торговые площади предлагаются в 12 крупных комплексах, большая часть которых сосредоточена в центральной части города.
В большинстве крупных магазинов и торговых центров Перми торговые площади не продаются, а сдаются в аренду. По данным Лаборатории анализа и прогнозирования рынка недвижимости, арендные ставки на торговые площади сейчас в Перми достаточно высоки. Ставка в современных торговых центрах Перми колеблется от 800 до 3,5 тыс. руб. за кв. м в месяц (в зависимости от местоположения объекта, этажа, арендуемой площади, длительности арендного договора), и, несмотря на значительное расширение предложения торговых площадей в большинстве перечисленных объектов, арендные ставки за последний год не изменились.
Напротив, за последний год в центральной части города наблюдается 15-процентный рост арендных ставок торговых площадей, который обусловлен введением в эксплуатацию современных торговых центров («Айсберг», гипермаркет «СемьЯ»), подбор арендаторов для которых производится более тщательно, подбираются солидные компании, уровень арендной платы, соответственно, выше среднерыночного. Именно поэтому, несмотря на значительное расширение предложения на рынке, зафиксировано увеличение уровня арендных ставок. В крупных торговых центрах на формирование арендной ставки торговых помещений помимо локального расположения арендуемых площадей внутри центра (удаленность от входа, этаж) немаловажное влияние оказывает соответствие арендатора концепции торгового центра (основное внимание уделяется brandу потенциального арендатора, а также качеству выставляемого им на продажу товара). Ярко проявляется «индивидуальный подход» и в ценообразовании арендных ставок.
Одной из главных сдерживающих проблем для развития торговых центров Перми сегодня является нехватка местных арендаторов, готовых поддерживать концепцию ТЦ, – вводимые в эксплуатацию торговые объекты часто рассчитывают в первую очередь на иногородние сетевые компании.
Аналитики отмечают, что введение в 2004 году новых торговых площадей не вызвало существенных изменений в ставках и условиях аренды. Падение арендных ставок торговых площадей в крупных торговых центрах в ближайший год вряд ли возможно, но и роста ожидать не приходится – предпосылок нет. Очевидно, что благодаря стремительному росту ввода торговых площадей произойдет снижение неоправданно высоких арендных ставок (прежде всего в мелких магазинах). Напротив, средняя стоимость торговых помещений с введением современных торговых комплексов (в т. ч. и гипермаркетов) будет иметь тенденцию к росту, по крайней мере в ближайший год.



По данным Лаборатории анализа и прогнозирования рынка недвижимости

все статьи




Рассылка

введите Ваш e-mail, чтобы подписаться на анонсы статей.







Независимая информационная интернет-система

Реклама на сайте
Правовая информация
Пишите нам
Copyright © 2003, Недвижим@сть Перми
Создание сайта © 2003, «Dextra»
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Rambler's Top100